Театр им. А.М. Топанова

Хакасский Национальный драматический театр им. А.М. Топанова

ул. Щетинкина, 12 Звонарева Ирина Николаевна 22-60-56

Путь профессионального театра хакасов - это путь развития художественного мышления, драматургии, сценического искусства, повышения общего культурного и эстетического уровня народа, это яркий пример взаимодействия с культурой других народов.
6 ноября 1931 года - день образования Хакасского Национального театра.
Первым художественным руководителем театра стал поэт, драматург Александр Михайлович Топанов, директором был назначен И.В.Коков. Профессиональных актеров не было, олимпиады художественной самодеятельности скоре определяли энтузиастов, нежели выявляли актерские данные труппы. Вот они первые: Н.Кичеева, А.Кискидосова, Ф.Саражакова, Н.Барашева, А.Астанаев, Е.Котюшева, М.Топоев, А.Шадрин, В.Трошкин, Т.Райков.
В 30-е годы коллектив театра ставил одноактные пьесы К.Самрина, А.Топанова, исполнялись танцы народов мира, стихи русских, хакасских авторов, народные тахпахи, песни. Затем в репертуар включают пьесы русских классиков: “Шторм”, “Жизнь зовет”, “Первая конная” В.Вишневского, “Женитьба” Н.Гоголя, “Медведь” А.Чехова.
В целях повышения квалификации и культурного уровня актерского состава решением Хакасского обкома и облисполкома Хакасский Национальный театр в 1937 году реорганизовали в театр-студию. Через три года актеры получили дипломы, но все это не разрешило в полной мере проблемы кадров, и поэтому в 1939 году при Ленинградском театральном институте имени А.Н.Островского открывается хакасская студия, куда направляются двадцать юношей и девушек, мастер класса - Я.Б.Фрид.
Годы Великой Отечественной войны были сложными для театра, не хватало кадров, отсутствовал транспорт, топливо, но театр жил и работал. С 1941 года по 1945 годы были поставлены режиссерами И.С.Самохваловым, А.М.Топановым, Н.И.Коковым спектакли по пьесам Н.Гоголя, А.Чехова, А.Топанова, М.Кокова, Б.Лавренева и несколько антифашистских концертов.
В 1951 году в Ленинградский театральный институт имени А.Н.Островского была набрана 2-я хакасская студия, руководителями которой были народные артисты РСФСР О.В.Казико и Г.В.Галофрэ. В 1956 году эта труппа, успешно окончив институт, вернулась в театр. В их числе А.Н.Тодикова, и А.Т.Щетинин, в будущем эти два талантливейших человека прославят Хакасию своим искусством, их имена будут знать во многих городах братских республик. Они - одни из первых хакасских актеров, получившие высокое почетное звание “Заслуженный актер РСФСР”.
1954 год - в целях творческого и финансового укрепления театра Хакасский Национальный театр и театр русской драмы имени М.Ю.Лермонтова были объединены под одним художественным и административным руководством. Конец 50-х годов - ренессанс в истории развития хакасского театра. Этому способствовало слияние двух начал: прекрасные актеры, которые стояли у истоков зарождения театра, влилась в коллектив новая талантливая студия и появление молодого, незаурядного режиссера А.Тугужекова (1957 г.), с именем которого связано целое десятилетие в развитии театрального искусства в Хакасии. Постановки А.Тугужекова всегда отличались гражданственностью, это и в спектакле “Чили - боль моя” Г.Боровика, “Ожившие камни” М.Кильчичакова и “Последняя просьба” А.Ларинчукаса. к 250-летию Хакасии к России режиссер поставил музыкальный спектакль “Одураченный Хорхло” по пьесе А.Топанова. Композитор А.Кеннель создал музыкальную канву спектакля, художественное оформление - художник Л.Алексеев. К 50-летию Советской власти А.Тугужеков возрождает “Акун” М.Кокова. Постановки Тугужекова у зрителей имели огромный успех - это “Легенда о любви” Н.Хикмета, “Обжалованию не подлежит” Т.Абдумомунова, “Мадридская сталь” Лопе де Вега, а спектакль “Материнское поле” Ч.Айтматова остался на многие годы в памяти у поклонников театрального искусства. С именем народной актрисы РСФСР К.Чарковой связан образ героини спектакля “Материнское поле” - Толгонай. Роль Толонай была вершиной творческого взлета актрисы Клавдии Семеновны Чарковой.
Заслуженный деятель искусств Республики Хакасия Эльза Михайловна Кокова (Чаркова) с 1991 по октябрь 2001 г.г. - художественный руководитель Национального театра. Ею поставлено свыше 80 спектаклей, среди них: “У глубокого брода” В.Шулбаевой, “Эзоп” Г.Фигейредо, “Гамлет”, “Король Лир” В.Шекспира, “Забыть Герострата” Г.Горина, “Мария Стюарт” Ф.Шиллера, “Слеза огня”, “Перо богини Умай”, “Чингисхан” К.Чако и другие. Последние годы ее постановки открывают для зрителей новый взгляд на шаманизм, на философское осмысление жизни и психологии хакасского народа. Многие из спектаклей, поставленные режиссером Э.М.Коковой, - лауреаты смотра национальной драматургии, награждены Почетными грамотами Министерства культуры РСФСР, Союза композиторов СССР, дипломами международных фестивалей тюрко-язычных театров (”Туганлык” и “Науруз”). Э.М.Кокова - автор книги “Чон чарии”, посвященной истории хакасского и русского театров, о людях, стоявших у истоков создания театров. Благодаря ее усилиям Хакасский театр побывал на гастролях во многих городах России, братских республик и за рубежом, выезжал на Международные фестивали театров.
Василий Иванович Ивандаев в Хакасском Национальном театре работал с 1970 по 1986 г.г. С его именем связаны постановки по пьесам В.Шулбаевой “Недопетая песня”, “Не только любовь”, “Межа” Г.Саражакова, “Шутник Айдолай” Г.Котожекова и другие. В театр Василий Иванович пришел после окончания ГИТИСа (г.Москва) мастерской народного артиста РСФСР, профессора Н.Гончарова. Его спектакль “Страна Айгуль” М.Карима имел огромный успех у зрителя. В эти годы в театр приходит молодое поколение - выпускники Новосибирского театрального училища (А.Туртугешева), Красноярского театрального училища (А.Кызласова, А.Арыштаев) и выпускники ЛГИТМиКа. Вокруг В.Ивандаева сгруппировалось ядро талантливой молодежи театра, появились пьесы молодых драматургов: В.Шулбаевой, Г.Котожекова, Г.Саражакова. Союз молодых актеров, драматургов и режиссера - это яркие страницы начала 70-х и конца 80-х годов истории Хакасского Национального театра.
В 1974 году в труппу Хакасского театра влилась молодежь: 20 юношей и девушек приехали после окончания Ленинградского института театра музыки и кинематографии (мастерская профессора С.В.Гиппиуса). Это молодое поколение 70-х годов Хакасского театра в будущем составит костяк театра. Многие из них за вклад в развитие театрального искусства Хакасии награждены высокими почетными званиями: “Заслуженный артист Республики Хакасия”, “Заслуженный артист Российской Федерации”. Среди них выросли драматурги: засл. атр. РФ А.Кызласова, засл. арт. РХ Ю.Топоев, артист С.Артонов; переводчики и сценаристы: засл.арт. РХ Т.Майнагашева, засл.арт.РФ С.Чаптыкова, засл.арт. РФ М.Костоякова и артист И.Салайдинов; режиссеры-постановщики: М.Топоев, Н.Тачеев, засл.арт. РХ и заслуженный деятель искусств РХ Ю.Майнагашев.
Рядом с ветеранами, признанными мастерами сцены, трудятся талантливые артисты среднего поколения и молодежь. В настоящее время в коллективе театра 64 человека.
За 70 лет существования театр гастролировал во многих городах России и за рубежом, побывал на многих Международных театральных фестивалях.
1996г. - КЫРГЫСТАН. - лауреат международного фестиваля “1000-летие эпоса Манас”, г.Бишкек.
1996г. - ФИНЛЯНДИЯ. Международный фестиваль, г.Тампере.
1997г. - БАШКИРИЯ. Международный фестиваль “Туганлык”, г.Уфа.
1997г. - ТУРЦИЯ. Международный фестиваль “Фомгет”, г.Стамбул.
1997г. - г.Красноярск, Театральный фестиваль “Красноярская весна”.
1998г. - ФИНЛЯНДИЯ. Фестиваль академии “Радости и горя”, г.Хельсинки.
1998г. - ТАТАРСТАН. Международный театральный фестиваль “Науруз”, г.Казань.
1999г. - КЫРГЫСТАН. Международный фестиваль “Айтматов и театр”, г.Бишкек.
1999г. - ФИНЛЯНДИЯ, г.Тунру, г.Тампере, г.Хельсинки.
2000г. - МОНГОЛИЯ, г.Улангом.
2001г. - г.Москва, III-я Всемирная театральная олимпиада.
2001г. - г.Горно-Алтайск, Международный фестиваль этнической культуры “Живая вода”.

Источник: gorod.abakan.ru

© Абаканский портал
Карта сайта: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]