Топонимия

Известно, что люди издавна проявляли живой интерес к раскрытию значений слов, тем более географических названий. Большинство географических названий Хакасии довольно-таки легко объясняются. Например, правый приток Енисея Тазоба (в русской огласовке Ташеба) может объяснено как “курганный камень”, “груда жертвенных камней”, а также “холм”, “бугор”. Камышта (приток Уйбата) восходит к хакасскому хамыстыг, где хамыс “камыш”, - тыг, аффикс прилагательных, значит: Камышта - это камышовый. Или, например, гора Оглахты, видимо, происходит от хакасского оглахтыг. В слове выделяется оглах “дикий козленок” и аффикс - тыг. Отсюда оглахты может означать “козлиная гора”.

Но имеются и такие слова, которые трудно объяснимы с точки зрения современного хакасского языка. В таком случае этимологию (происхождение) географического названия помогают раскрыть лексические материалы других языков (самодийских, угорских, кетского и других, носители которых в древности частично обитали в Саяно-Алтайском нагорье). И на этой почве возникали многочисленные мифы, предания и легенды, народные “объяснения” происхождения географических названий. Многие из них ценны как произведения фольклора, то выдавать их за истину нельзя.

Ученый-филолог Хакасского научно-исследовательского института истории, языка и литературы М.И.Боргояков предпринял попытку в своих ученых записках рассмотреть существующие толкования о происхождении некоторых названий, которые до сих пор остаются спорными или малоизученными. Вот некоторые объяснения, касающиеся происхождения топонима “Абакан”.

Абакан (по-хакасски Агбан, Абаган, Абыган). В прошлом о происхождении названия этой реки были созданы различные легенды. Так, например, в одной из них рассказывается: “Имя Абакану дал богатырь Очен пиг. Прежнее имя Абакана было Ала-орт (Пегитй пожар). Богатырь перескочил через Абакан против горы Уй. Перескочив, он сказал: “Пусть потеряется имя Ала-орт и будет вместо него Абакана”. В сообщении другого ученого В.Титова говорится: “Другую поэму пел он (старый Сюрей) о реке Абакане, впадающей в Енисей, из которой видно, что Абакана назывался в древности Алаирт, что на берегу его жил сильный, могучий богатырь Аба-кан - “медвежья кровь или медведь-хан”, который на богатырском коне своем перескакивал реку с берега на берег, не замочив копыт коня и не спрашивал перевозов; что только однажды при широком разливе реки, конь богатыря Абакана не мог перепрыгнуть ее, сел задними ногами в воду, и богатырь свалился. В память этого происшествия Алаирт получил название Абакана”. В другой легенде говорится: “В древнее время по берегам этой реки водилось много медведей (аба)”. Отсюда происходит “расшифровка Абакана как “медвежья кровь”, ибо по-хакасски одно из значений аба является “медведь”, а хан (кан) - “кровь”. В одной из легенд говорится, что давным-давно на земле Хакасии появился медведь-великан (аба). Он обитал вблизи одного из аулов, уничтожал скот, нападал на людей, держал в страхе жителей. Но вот в ауле вырос молодой алып (богатырь), который отважился вступить в схватку с гигантом-медведем. Долго они боролись, пытаясь одолеть друг друга. Наконец, медведь не выдержал и бежал. Но богатырь не успокоился и пошел по его следу. Шел день, другой: Он знал, что раненый зверь долго не выдержит. Однажды ночью охотник услышал, как громко кричал аба, чувствуя близкий конец, как содрогалась земля, когда он вырывал с корнем деревья, отламывал от скал огромные глыбы и бросал их вниз.

Когда взошло солнце, смелый охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего зверя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала мощная струя, в которую вливались новые ручьи, постепенно образуя поток. Ниже он становился рекой. Абахан ( медвежья кровь) - так стали называть эту реку местные жители.

Кстати в верховьях реки Абакан, там, где она разделяется на два рукава - Малый и Большой Абакан - есть скалы, которые напоминают лежащего медведя. Из-под них вытекают бурные ручьи, образующие эту прекрасную горную реку.

Эти народные “объяснения” - фантазии людей, которые хотели каким-то образом объяснить непонятное название реки Абакана.

Для того, чтобы выяснить, что означает слово, можно обратиться к различным языкам. Очевидно, что Абакан образовано из двух слов: аба и к(хан). Известно, например, что в верховьях Абакана один из его левых притоков называется Аба. В Кузбассе один из притоков Томи называется также Аба. Среди шорцев имеется этничекое название аба (абинцы). В древности аба, или абинцы, проживали в верховьях Абакана. У древних хакасов был титул Абохан, т.е. старейший хан. Значение “старший”, “старейший” и легло в основу слова аба. В тибетском языке аба есть “отец”, в некоторых тюркских языка капчакской группы аба значит “медведь”. В хакасском языке аба значит “отец” и “медведь”. Что же означает второй элемент кан (хан). Если это “кровь”, как толкуется в народной легенде, то могут ли “кровью” называться многочисленные реки на -кан и в других местах (кан присущ многим языкам). Так, правый приток Енисея называется Кан (отсюда г.Канск). В XVIII в. он назывался Канг. В некоторых языках тунгусо-манчьжурской группы канг значит “река”, с другой стороны, -кан является уменьшительным суффиксов в эвенкийском языке. По свидетельству исследователей этого языка, названия рек, образованных при помощи суффикса -кан, относятся к рекам, меньшим по размеру, и, как правило, притокам основной реки. Например, Ангара-кан, Витим-кан и другие.

Естественно, разные родо-племенные группы оставили свои следы в географических названиях и местах былого их обитания.

Таким образом, не так просто сейчас определить первоначальный смысл названия реки Абакан. Тем более что хакасы, проживающие в Усть-Абаканском районе, называют реку Агбан. Хакасы, проживающие вверх по Абакану (Аскизский и Таштыпский районы), говорят Абаган или Абыган, отсюда и Абакан в русском произношении является исторически более правильным произношением и написанием, близким к первоначальному звучанию Абукану. В письменных материалах XVIII в. эта река зафиксирована в виде Абакана, а не Агбан.

Источник: gorod.abakan.ru

© Абаканский портал
Карта сайта: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]