На Ах Тигее когда-то юрты белели…

Формирование и развитие Абакана происходило в процессе слияния села Усть-Абаканское и железнодорожной станции Абакан. Имя городу дала река Абакан.

В древнеиранском источнике VI века эта река упоминается под именем Абу, в китайском — ХIII века — Aпy. В последующее время название варьировалось в форме Абкан, Абхан, Абган, Абыган, Aбгансуг и только со временем стабилизировалось в Абакан. Происхождение названий больших рек относится к далеким временам, задолго до того, как тот или иной народ укоренился в их бассейне. Шли столетия, происходили переселения племен и народов, завоевания, ассимиляции, переименовывались многие географические объекты, но имена больших рек, с некоторым изменением произношения, сохранялись прежними. Протяженность реки Абакан составляет 514 километров. Есть несколько вариантов, объясняющих, что означает гидроним “Абакан”, но ни один из них не может считаться окончательным.

Усть-Абаканское образовалось, как указано на дореволюционной “Карте освоения Минусинско-Хакасского края в XVIII и XIX веках”, в 1734 году. На этой карте многие населенные пункты помечены годами их основания. Причем, как показывают другие источники, датировка довольно точная. Поэтому дата — 1734 год, на наш взгляд, не вызывает сомнений. Другого источника с датировкой этого населенного пункта пока не обнаружено.

Усть-Абаканское обосновалось у места впадения реки Абакан в Енисей, на возвышенности Ах Тигей (“Белая макушка”). Здесь раньше располагалась стоянка скотоводов. Место было удобным для водопоя скота и недоступным весеннему паводку. Свое название возвышенность Ах Тигей получила, видимо, из-за белых берестяных юрт. В 1823 году Усть-Абаканское становится центром Качинской степной управы. Среди юрт появляются дома русского типа из дерева и самана*.

По сообщению Н.Ф. Катанова, в 1859 году в Усть-Абаканском имелось 21 подворье с населением 187 человек, к 1898 году число подворий увеличилось до 55. В 1863 году здесь открылась первая в Хакасии одноклассная школа. В 1864 году закончилось строительство церкви во имя Николая Мерликийского. Населенный пункт стал именоваться селом, находившиеся к юго-западу маленькие аалы Окунев и Аткнин соединились с ним. Постепенно в разрастающемся селе появилась некоторая плановость в застройке, оформились две улицы — Набережная и Абаканская. Там располагались школа, лавка купцов Саражаковых, хлебный магазин (в Сибири так называли общественный амбар для хранения зерна. — Прим. авт.) и большое здание Качинской управы. В нем две комнаты занимала канцелярия, еще две комнаты (их называли дворянские), предназначались для приезжающих уездных чиновников, наконец комната с кухней служила квартирой письмоводителя. Первым промышленным предприятием стал кожевенный завод минусинского купца Монастыршина (там выделывали по 700 кож в год).

На развитие села оказывала влияние близость Минусинска (по реке в 12 километрах, через Подсинский — в 18, но на этом пути надо было преодолеть реки Абакан и Енисей). Летом из Минусинска в Усть-Абаканское путь пролегал через деревню Быстрая до аала Майдаши (Майдас — камень богини Умай). Там, где Абакан впадает в Енисей, находилась паромная переправа. В этом месте Енисей широко разливался, огибая несколько островов. Устье Абакана и берега островов создавали некую извилистость в течении, чем и пользовались переплавщики плашкоута (несамоходное судно). По этому пути проехал в 1772 году и описал его путешественник Паллас. В аале Майдаши тогда проживали три хакасские и три русские семьи, занимавшиеся перевозкой грузов и пассажиров. Майдаши еще именовались деревней Ульянове. Паллас писал: “Мы приближались к тому месту, где Абакан, шумя и журча каменьями, впадает наконец в Енисей. Тут плавание сделалось гораздо труднее, и перевозчики наши должны были употреблять все свои усилия, чтобы сколько-нибудь податься вперед. Все перевозчики были татары. Наконец, после часа плаванья мы пристали к берегу. В версте от него на открытом степном месте белело несколько татарских юрт”. Паромная переправа через Енисей у Синей скалы (Подсинье) появилась только в 1896 году.

С упразднением в 1911 году инородческих управ село становится центром Усть-Абаканской волости. Расширение хозяйственных связей с Минусинском вызвало необходимость установления с ним более удобного транспортного сообщения. С 14 мая, как писала газета “Минусинский листок”, “паровой катер “Минусенок” братьев Солдатовых аккуратно курсирует между городом и Усть-Абаканском. Рейсы совершаются без всякого опоздания”.

В том же году, 12 июня, с разрешения губернских властей в селе открылся базар. В
9 часов утра священник отслужил молебен и поздравил с этим событием собравшихся. В 12 часов пошел дождь, торговля свернулась.

Летом 1914 года в трех километрах от села началось строительство железнодорожной станции Абакан. Газета “Минусинский край” сообщала: “С 6 мая стали строить пекарню и барак. Рабочих пока еще мало, пильщиков и плотников не более 30 человек и еще на лошадях с подводами 10. Ожидается партия рабочих в 300 человек”. Однако война приостановила строительство станции. К 1917 году она представляла собой небольшой поселок с населением 243 человека.

В 1923 году Хакасия выделилась из Минусинского уезда, образовался самостоятельный Хакасский уезд с центром в Усть-Абаканском. Корреспондент газеты “Красноярский рабочий” в статье “Бедная столица” писал: “Она насчитывает всего 90 домов, из которых только половина напоминает собой деревянные дома захудалой русской деревни. Остальные с поломанными крышами или вовсе без них, с потолками, покрытыми хворостом для большей прочности, наполовину вросшие в землю”. Из Минусинска Хакасскому уездному исполкому передавались различные документальные материалы и свидетельства, имеющие отношение к хозяйственной и общественной жизни Хакасии, и оказывалась различная помощь в становлении нового административного образования. В архивном документе 1923 года “Опись имущества, книг и прочего из Минусинского уездного Исполкома в Хакасский Уревком”, в частности, названы: хомут со сбруей, тележка на железном ходу, письменный стол, два шкафа, стеллаж, десять стульев, вешалка, деревянная кадушка, два ведра, тетради. Становление Усть-Абаканского как центра уезда проходило довольно сложно, надо было где-то разместить уездные учреждения, найти жилье для их работников. Так, в протоколе заседания уездного исполкома от 6 июня 1925 года записано: “Нет помещения для Исполкома и жилья для работников. Еще раз обращаем на это внимание РИКа и просим срочно дотацию 50000 рублей. В случае отказа ставим вопрос перед Губисполкомом о переводе с 1 октября учреждений в Минусинск”.

23 ноября 1925 года на станцию Абакан пришел первый поезд. Пристанционный поселок быстро разрастался и со временем составил большую часть соединившихся в одно целое двух районов нарождавшегося города с неофициальным названием Хакасск. Небольшие движки с рудников Улень и Юлия, приводимые в действие трактором, дали в 1926 году электрический ток. В 1927 году приступили к строительству стандартных двухэтажных домов барачного типа, что положило начало трем улицам: Хакасской, Советской и Октябрьской (ныне проспект Ленина). Улицы, именовавшиеся вначале первая, вторая… шестая (шестая была крайней, за ней находилось кладбище), получили имена: Вокзальная, Ленинградская (ныне Пушкина), Енисейская (Чертыгашева).

В 1925 году из поселка Абаза сплавили несколько домов из Абазинского лесничества и два больших дома из Матурского монастыря. В одном из них расположился окружком ВКП(б). Постепенно формировался городской центр. Его ядром стала Первомайская площадь (ранее обширное поле, заросшее пикулькой), в отдельные дни становившаяся местом стихийного базара. Ее контуры определились зданиями Госстраха, Сибпушнины, магазином “Красторг”, почтой, аптекой. Культурным центром стал клуб железнодорожников, построенный в 1929 году. Позднее открылся клуб строителей в восточной части Октябрьской улицы. У подножия Игир Аба Катых, где располагалось болотистое озеро, широко развернулась работа по его осушению и закладке будущего парка “Орленок”. В ней приняли активное участие жители города.

Двадцатого октября 1930 года ВЦИК своим постановлением преобразовал Хакасский округ в Хакасскую автономную область. 20 ноября 1931 года село Усть-Абаканское получило статус города Абакана. Первоначально предполагалось назвать город Агбаном, но уже существовала станция Абакан. С 1931 года городское строительство переместилось на площадку Игир Обаа (каменное изваяние стояло там, где ныне центральная аптека). Почитаемое место. Там сейчас установлен культовый столб. Эта самая возвышенная часть города, недоступная разливам Абакана и Енисея, послужила удобным местом для возведения зданий Госбанка, облисполкома, Дома культуры. В 1933 году в районе рынка была построена электростанция мощностью в 110 киловатт, позднее увеличенная до 358 киловатт. (Электрический свет часто выключался не только на часы, но и на дни.) Кстати, локомобиль (паросиловая установка), стоявший там, был выпущен заводом еще в 1861 году. В 1926 году в городе появилась телефонная станция на десять номеров, к 1952 году их число возросло до 100. В 1930 году появился радиоузел. Первыми промышленными предприятиями в Абакане стали кирпичный завод, артель “Восход”, выпускавшая валенки, артель “Красная заря” (кондитерские изделия). Начиная с 1936 года образуются артели “Промысловик”, “Галантерейщик”, “Деревоотделочник”, “Красная Хакасия”. Они производили различную потребительскую продукцию. До войны началось строительство первого четырехэтажного здания — дома специалистов и будущего кинотеатра “Победа”. Завершилось их возведение уже после войны.

В начале 50-х годов в связи с проектированием Красноярской ГЭС в зону затопления попадали десятки населенных пунктов, в том числе и Абакан. Долго обсуждались и рассчитывались варианты переноса города в район аала Райков, станции Оросительная, расселения абаканцев и размещения предприятий по другим населенным пунктам, строительства защитной дамбы. Почти на десять лет всякое строительство в городе прекратилось.

Существенный урон городу нанесло наводнение 1969 года. Речка Ташеба под напором Абакана вышла из берегов и затопила город. Под водой оказалось около 90 процентов его территории, и только после подрыва дамбы вода ушла из города.

В последующее время облик города постоянно менялся. Сейчас уже почти ничего не осталось от строений довоенных лет. Только Никольская церковь, здание бывшей школы № 2, по проспекту Ленина Дом обороны, бараки, аптека, перенесенная с Первомайской площади на южную окраину города, и отдельные частные постройки. На улице Щетинкина стоит дом ДОСААФ. Снос старых и постройка на их месте новых строений — процесс естественный, но при этом необходимо сохранить то, что представляет ценность для исторической памяти города. Так, дом ДОСААФ, как известно, подлежит сносу, а жаль! Он не только городской долгожитель, но и прекрасно иллюстрирует собой технологию бревенчатого строительства в “лапу”. После капитального ремонта мог бы стать филиалом краеведческого музея истории города Абакана.

Неплохо было бы разместить на некоторых зданиях таблички, указывающие на то, что здесь находилось раньше. На месте магазина “1000 мелочей” раньше была первая городская больница, по проспекту Ленина рядом с почтой двухэтажный дом — столовая и гостиница и так далее. Такие таблички имеются в Минусинске.

И вообще Абакану можно было бы кое-что заимствовать у Минусинска. Там в последнее время новые аптеки, парикмахерские и другие подобные объекты для удобства жителей окраин в основном открываются за пределами центральных улиц. У нас в городе в это же время, к примеру, на сравнительно небольшом отрезке улицы Чертыгашева появилось несколько парикмахерских, аптек, кафе, игровых заведений, не считая больших и небольших магазинов. А вот в других районах города их явно не хватает. В некоторых домах переоборудование на первых этажах квартир под различные заведения сопровождается разрушением архитектурно-цветовой гаммы фасада, превращая его в разноликую безвкусицу. Это как ложка дегтя в доброй бочке меда. Ведь по большому счету сейчас наш город по праву может считаться одним из красивейших благоустроенных, утопающих в зелени городов Сибири.

Алексей ГЛАДЫШЕВСКИЙ,

кандидат исторических наук

Абакан

Другие новости
© Абаканский портал
Карта сайта: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]