Георгий Иванович Челбораков - член Союза композиторов СССР, России, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат государственной премии Республики Хакасия имени Н.Ф. Катанова, народный артист Республики Хакасия. Он первый хакасский профессиональный композитор, создал высокохудожественные ценности, ставшие основой профессионального национального музыкального искусства. Его заслуги в истории хакасской художественной культуры имеют непреходящее значение. Творчество Г.И. Челборакова - удивительно цельное, органичное, самобытное - было признано сразу. Глубоко национальное, оно открывает современникам новый и вместе с тем знакомый близкий мир. Темы его сочинений разнообразны: родная земля, ее история, люди… Особенно близким творческой индивидуальности композитора оказался жанр лирической песни. Им написано около 200 песен. Жанр песни у композиторов является, пожалуй, самым распространенным, потому что в песне полно и многогранно выражается мироощущение художника, отчетливо выявляются различные линии творческого поиска, обнаруживаются народные истоки, питающие музыку. Образы, которые возникают в песнях Г.Челборакова, картины жизни, ситуации, сцены всегда современны и конкретны. Они отражают духовный мир автора. Многие из песен посвящены родной Хакасии: “Мне степь мила” на слова И.Котюшева, “Материнская земля” на слова Я.Тиспирекова, “Абакан - город жизни моей” на слова Т.Трофимец и еще множество других песен на слова М.Кильчичакова, Н.Доможакова, С.Кадышева, А.Топанова…. Исследовав песни Челборакова, можно сказать, что в них обобщаются наиболее характерные черты его стиля: особая доверительность высказывания, идущая от сердца к сердцу, простота, искренность в выражении чувств, глубокая лиричность. “Г.Челбораков наилучшим образом выразил музыкой глубоко затаенную, внешне неброскую нежность души хакасского народа, его по-детски искреннюю доброту и доверчивость, взлелеянные дивной природой Саяно-Алтайского нагорья и музыкальным фольклором хакасов”, - пишет исследователь хакасского фольклора В.Е. Майногашева в статье “Музыка весны” (газета “Хакасия”, № 55 за 1986 год). “Возьмите его, например, “Белую березу” на слова Ольги Иптышевой. Не напиши он даже ничего другого, кроме этой чарующей песни, способной тронуть даже самое черствое сердце, имя Г.Челборакова осталось бы в памяти хакасского и любого другого народа Хакасии навсегда. Его музыкальная лирика полна гордости за любовь, присущую только человеку - существу высшего порядка, и волнует вновь и вновь всякий раз, когда ее слушаешь. Образ белой березы в его мелодическом воплощении прекрасен, как романтическая девичья мечта о самом чудесном из человеческих чувств - любви, ожидании ее. Это песня-заклинание, сотворенная на основе фольклорного образа березы, культ которой соблюдали с древнейших времен хакасские семьи. Они испрашивали у березы счастья членам семьи, для чего устраивали праздники и наряжали ее разноцветными лентами”. Г.И. Челбораков внес огромный вклад в развитие хакасской вокальной лирики. Он один из самых популярных и любимых в народе композиторов-песенников. Его поют много и часто. Созданные им песни, в свою очередь, стали достоянием хакасского народа и вошли в исполнительский репертуар. В 1980 году Всесоюзная фирма “Мелодия” выпустила пластинку с записями 16 песен Г.Челборакова, а в 1983 году Хакасским отделением Красноярского книжного издательства был опубликован сборник “Цвети, мой край родной”, в который вошли 48 его песен. Изучая творче-ство Г.И. Челборакова, можно подчеркнуть, что он не только вслушивается в народную музыку, впитывая ее богатства, но и стремится выявить ее внутренние закономерности, обусловленные неповторимой индивидуальностью хакасского фольклора. Обращение к фольклору вообще является одной из основных стилевых тенденций в развитии музыки начиная с 50-х годов. Поэтика фольклора соответствовала характеру эстетического и эмоционального восприятия людей: она помогала им в освоении внешнего мира, была действенной для воплощения определенного круга жизненных проблем. Употребление художественных фольклорных образов было воплощением народного упования на то, что настанет-таки торжество добра над злом. Поэтому именно фольклор имеет обобщающее значение и является концентрированным выражением тех социальных и нравственных сил, в силу которых верил народ. Суть фольклора - в утверждении прекрасного, демократического, героического, в возвеличивании подлинных и неисчезающих ценностей жизни. В обращении и отношении к фольклору Г.Челбораков стал достойным продолжателем А.А. Кенеля, собирателя и исследователя хакасского музыкального фольклора. Для них обоих характерна определенная смелость подхода к разработке древних фольклорных сокровищ, самоотверженная работа по собиранию и художественному претворению образов народного творчества. Не разрушая поэтику времени, они стремятся выразить новые идеалы через традиционное, привычное, близкое, они приобщают к важным проблемам современности, далекое историческое прошлое приближают к раздумьям нашего времени. В результате в традиционном и устоявшемся открывается его неожиданная историческая и философская суть: обостренное внимание к нравственным, духовным проблемам, единство нравственного и социально-психологического аспектов. Так же, как и опера А.Кенеля “Чанар Хус”, фольклорная опера Г.Челборакова “Горная девушка” выявила неисчерпаемое богатство фольклорных традиций. Именно это обусловило национальное своеобразие его произведения и оказалось наиболее доступной формой для восприятия слушателей. Опера Г.Челборакова “Горная девушка” явилась сочетанием особенностей хакасского эпоса, интонаций хакасской песенности с общеевропейскими классическими формами. Обе названные оперы стали наглядным примером плодотворного культурного взаимообогащения, примером формирования национального искусства. Г.Челбораков стал не просто преемником А.Кенеля, его действенное восприятие творческого опыта известного мастера не тождественно простой учебе или подражанию. Активное использование опыта Кенеля, талантливого хакасского композитора, соединилось с собственными творческими поисками. Если Кенель был автором первой хакасской оперы, то Челбораковым написан первый хакасский балет “Прекрасная Пахта”. Г.Челборакову было суждено проложить пути развития и национальной ветви хакасского симфонизма. Его произведения явили собой образцы органичного внедрения особенностей хакасского песенно-танцевального тематизма в симфоническую драматургию. Многие из его произведений имеют программные названия: увертюра “Тун пайрам”, симфоническая поэма “Хакасия”, кантаты “Цвети, Хакасия моя” и “Любимые степи мои”. Кстати, кантата “Цвети, Хакасия моя” вместе с симфонической поэмой “Таежная быль” были дипломными работами Челборакова, окончившего Уральскую государственную консерваторию по классу композиции у профессора, председателя правления Уральской композиторской организации Н.М. Пузея и исполнены симфоническим оркестром под управлением М.И. Павермана. Особое значение в творчестве Г.Челборакова имеет обращение к глобальным проблемам войны и мира, памяти о погибших. Великой Отечественной войне были посвящены симфоническая поэма “Подвиг”, оратория-реквием “Огонь бессмертия” и другие. Все они свидетельствуют о том, что их автора занимают проблемы психологические, моральные, социально-философские, что он стремится к многомерному, широкоохватному отражению действительности. Творить - значит создавать что-то новое. Именно новое состоит из элементов реальности. Индивидуальный творческий стиль композитора Челборакова формировался на реалистической почве. Возникновение реализма в различных национальных искусствах закономерно. Это естественное следствие логики искусства. В различных национальных искусствах реализм имел своим истоком разные национальные художественные традиции: он вырастает из фольклорных традиций, из богатейшего наследия народно-поэтического творчества. Изменение общественной жизни влечет и изменение фольклора: фольклор “перевооружается”, приближаясь к реалистическому повествованию, становится выразителем концепции жизни. Именно это было характерно для творческой эволюции Челборакова: от песенности, фольклора - к объемным реалистическим полотнам.